Легенды о чае — Сокровища Поднебесной

Легенды-о-чаеЛегенды, связанные с чаями, передавались веками из уст в уста, от поколения к поколению... и, конечно же, каждый разказчик привнёс что-то своё. Видимо, поэтому существует такое множество вариантов историй об открытии чайного куста и отдельных сортов чая. 

Предлагаем Вашему вниманию несколько самых популярных легенд о чае Сокровища Поднебесной - таких как Кимун, Да Хун Пао, Те Гуан Инь, Би Ло Чунь, Колодец Дракона, Белый Пион, Серебрянные Иглы, а также легенды об открытии чая как напитка и о появлении чайного куста.

kimunЛегенда о красном чае «Кимун» («Ци Хун», «Ци Мэнь»)

Этот чай получил свое название в честь места (провинция Цимэнь), где сначала возделывали зеленый чай. История этого чая объясняет, почему там стали готовить красный чай. Некий ученый по фамилии Юй отправлялся в город в качестве императорского чиновника. Провожая сына в дорогу, отец просил его не пренебрегать изучением навыков и ремесел, которые могу пригодиться ему в будущем. Через год Юя отправили в отставку, и он вспомнил прощальные отцовские слова. Поскольку качество зеленого чая в его городе было хуже, чем в других регионах, он пошел в Фуцзян, где овладел искусством изготовления красного чая. По возвращении в свой город он научил людей готовить хороший красный чай и добился уважения и благополучия.


da hun pao

Легенда об улуне «Да Хун Пао» («Большой Красный Халат»)

Однажды императорский чиновник, исполнявший свои обязанности в провинции, тяжело заболел, и врачи, как ни старались, не могли вылечить его. Узнав об этом, монахи с горы Мо Юй принесли листья с чайных растений первого поколения. Чай вернул чиновнику здоровье, и в благодарность он повесил на каждый из трех кустов красный плащ, который могли носить лишь высокопоставленные слуги императора. Так чай стал называться «Да Хун Пао», что означает «Большой Красный Халат». 


te guan in

Легенда об улуне «Те Гуан Инь» («Железная Богиня Милосердия»)

Относительно названия этого чая существует предание, согласно которому в уезде Аньси жил набожный чаевод, который каждый день подносил чашку свежезаваренного чая изображению милосердной Бодхисаттвы Гуан Инь.

И вот как-то раз богиня явилась ему во сне и велела пойти в горы, где он найдет от нее дар. Но самое главное – чаевод должен быть бескорыстным и поделиться этим даром с людьми. Проснувшись, чаевод отправился в назначенное место и увидел между двумя утесами дерево, сверкающее в солнечных лучах. Он перенес его домой, а когда пришло время сбора урожая, попробовал обработать его листья по всем правилам. Чай получился тяжелый, словно железо, с отменным ароматом и вкусом. Крестьянин решил, что это подарок Гуан Инь и назвал чай в её честь - «Те Гуан Инь».


bi lo chun

Легенда о зеленом чае «Би Ло Чунь» («Изумрудные спирали весны»)

В энциклопедическом своде «Великое обозрение неофициальной истории» (XVII-XIX вв.) содержится такая запись: «В Дунтине, на горе Дуншань, у утеса под названием Изумрудная спираль рос дикий чай, которому местные жители дали название «Сшибающий с ног аромат». В конце XVII в. императорский посыльный закупил этот чай для двора, заменив неблагозвучное название на «Би Ло Чунь» («Изумрудные спирали весны»). С тех пор местные чиновники должны были ежегодно подносить этот чай императору.
Но существуют и другие истории. Одна из них утверждает, что этот чай получил свое название благодаря цвету, форме листьев и времени сбора, и гораздо раньше.


kolodezЛегенда о зеленом чае «Лун Цзин» («Колодец Дракона»)

Этот зеленый чай изготавливается в окрестностях г. Ханчжоу, в горах у озера Си Ху и имеет очень долгую историю.

До 1700 г. источник Лун Цзин рядом с одноименным монастырем назывался Лун Ху (Озеро Дракона).

В этом монастыре делали зеленый чай. По преданию, в эпоху Мин (сер.14-сер.17вв.) там был вырыт колодец,

из которого достали камень, похожий на плывущего дракона. Отсюда чай и получил свое название - «Лун Цзин».


belij pionЛегенда о белом чае «Бай Му Дань» («Белый Пион»)

Молодой чиновник оставил свой пост в правительстве и вместе с матерью уехал из столицы. По пути, проезжая озеро, молодой человек почувствовал приятный аромат и спросил у старика у обочины, откуда исходит этот чудесный аромат. Старик поведал ему о 18 кустах пиона, росших неподалеку посреди озера. Молодой человек и его мать посетили озеро, увидели прекрасные цветы и решили там поселиться.
Однажды мать юноши тяжело заболела. Он безрезультатно искал целебные растения и, выбившись из сил, заснул под деревом. И ему приснился старик, который сказал, что для исцеления его матери нужно приготовить карпа и подать его со свежим чаем. Молодой человек рассказал матери о своем сне и поразился, когда узнал, что она видела тот же сон.
Юноша нашел карпа и думал, где найти свежий чай, раздался удар грома, и 18 пионовых кустов превратились в 18 чайных кустов. Поскольку до этого они были пионами, чайные листья имели беловатую пушистую поверхность. Молодой человек собрал листья и подал чай к столу вместе с карпом. Его мать почувствовала себя лучше и сказала, что теперь он должен заботиться о чайных растениях. Юноша согласился, а она стала бессмертной и вознеслась на небо, где теперь является местной покровительницей чая - «Белый Пион».


serebr igliЛегенда о белом чае «Бай Хао Инь Чжень» («Серебряные Иглы»)

В Фуцзяне несколько лет стояла засуха. Растения погибали, не было урожаев. В городах и деревнях начался голод, люди умирали от болезней. Тогда старейшины рассказали о священном растении, росшем на горе рядом с колодцем, в котором жил дракон.
Многие смельчаки отправились на гору за священным растением, но никто из них не вернулся, т.к. никто не мог одолеть дракона. Два брата и сестра тоже решили попытаться достать это растение. Сначала старший, а затем и младший брат, ушли на гору. Но оба они пропали без вести. Тогда к драконьему колодцу отправилась девушка.
Когда она пришла на гору, то увидела, что дракон превратил всех людей в камни. Но девушка была умна: ей удалось избежать гибельного колдовства дракона, приблизиться к колодцу и убить дракона выстрелом из лука. После этого она собрала ростки священного растения, сбрызнула водой из колодца, отчего ростки сразу же выросли во взрослое растение. Девушка обошла всех окаменевших людей и оживила их, выдавив на каждого по капле сока.
Братья с сестрой вернулись в селение и посадили священные растения на склоне холма. Листья выросших растений заварили горячей водой, полученный отвар дали выпить всем больным, и те выздоровели. Вместе они восстановили плодородие земли. Дожди вернулись в Фуцзянь, и с того времени там стали выращивать белый чай «Бай Хао Инь Чжень».


shen nunЛегенда об открытии чая (напитка)

А вот авторство приготовления чая легенда приписывает одной из центральных фигур китайской мифологии, божественному предку китайской нации Шэнь Нуну. Он был Вторым Императором и Божественным землепашцем (Шэнь Нун переводится с китайского как Пахарь Духа). По одним данным, он жил и правил с 2737 года до н.э. по 2697 год до н.э., а по другим – примерно в 3700 году до н.э. Он изобрёл плуг и ирригацию, а его жена – ткачество и обработку льна. Кроме того, Шэнь Нун считается отцом китайской фармакологии (Божественный Целитель) и богом растений. Божественный землепашец научил каждого китайца выращивать растения и использовать их полезные свойства. Среди этих растений был и чай.
Согласно преданиям, матушка зачала Шэнь Нуна после того, как увидела чудесного дракона. Как и прочие китайские персонажи, появившиеся на свет столь причудливым образом, Шэнь Нун имел змеиное тело, человеческое лицо на бычьей голове (земледелец!) и нос тигра (хотя на всех известных изображениях он выглядит хоть и по-китайски, но по-человечески). Кроме этого, он был зеленого цвета (садовод!) и имел на посылках специальную зверушку – яошоу («лекарственный зверь»). Если кто-либо заболевал, то этому зверю сообщали о болезни, гладили по голове – и он отправлялся искать нужную травку. Кроме всего этого, есть предположение, что у Шэнь Нуна был живот из прозрачного нефрита, поэтому можно было видеть сквозь кожу все внутренние процессы. Он проверял на себе действие всех обнаруженных растений.
Кстати, умер предводитель оттого, что однажды нечаянно проглотил стоножку, которая прогрызла ему живот изнутри, поэтому чайное лекарство больше не могло задерживаться в его внутренностях.
Существует несколько вариантов истории о том, как Шэнь Нун открыл чай. Первый гласит, что, когда Шэнь Нун пробовал на вкус разные виды растений, он попробовал очередное незнакомое растение и сильно отравился. Он поискал лекарство поблизости и заметил на земле листочки, облетевшие с куста. Он попробовал их и обнаружил, что, несмотря на горький вкус, они обладают приятным ароматом. При этом он почувствовал облегчение и прилив бодрости. Шень Нун собрал еще листьев и отнес домой, чтобы исследовать их свойства.
Второй вариант таков. Как нам уже известно, Шень Нун много трудился – пахал землю, сажал злаки, занимался растениеводством. И вот однажды Шэнь Нун устал от трудов и развел костер под деревом, чтобы нагреть воды. Листья с дерева упали в котелок с водой для питья. Выпив получившийся напиток, который на вкус одновременно был горьким и сладким, Шэнь Нун был потрясен бодростью и свежестью, исходившей от напитка. Он почувствовал себя освеженным и полным сил. Он понял, что нашел новое полезное растение, и решил более тщательно изучить его качества. В легенде также говорится, что, когда Шэнь Нун попробовал чай, тепло постепенно разлилось по его телу, словно пробуя на ощупь каждую его часть.

chai

Именно поэтому китайский иероглиф «ЧАЙ» изображает дерево внизу,

цветы и листья вверху и человека между ними.

Это символ того, как чай помогает привести людей к гармонии с природой.

 


BodhiharmaЛегенда о появлении чайного куста

О появлении на земле чайного куста сложено немало преданий. В одном из них говорится, что это растение обязано своим рождением легендарному проповеднику буддизма, мудрецу Та-мо (в пересказах народов азиатского Востока он фигурирует под разными именами: принц Бодхирхама, Будди-Дарма, Даррама, Дхарума, Дарума). Мудрец прибыл с миссией в Китай и дал обет семь лет, не сходя с места и не смыкая глаз, молиться во славу Будды и предаваться размышлениям о божьей милости и бытии. Та-мо усердно молился, но на пятом году бдения сон все-таки сморил проповедника. Очнувшись, мудрец, вне себя от гнева на собственную слабость, вырезал веки, чтобы они никогда больше не слипались, и бросил их на землю. Там, где они упали, вырос диковинный куст. Та-мо попробовал отвар из его глянцевитых листочков и убедился в целебной силе напитка - он отгонял сон, придавал бодрость и энергию.
Кустик и отвар назвали одним словом - "ча", что означает "молодой листочек". Иероглиф, передающий это значение, - один из древнейших в китайской грамматике, он соответствует и другому понятию - "бодрость"